alt История создания, деления и закрытия интернет-конференций (форумов, клубов), посвященных марке "Мерседес-Бенц", связана со множеством скандалов вокруг прав на название, на посетителей, на информацию, на использование фотографий, на платную или бесплатную рекламу.

Описывать подробности этих скандалов представляется невозможным в связи с существованием, как минимум, двух точек зрения на одно событие. Поэтому автор коснется лишь вскользь этих проблем и заострит внимание, в основном, на фактах и датах.


8 декабря 1994 года в России появилось
ЗАО "Мерседес-Бенц Автомобили" - дочерняя компания Mercedes-Benz AG. Это была первая иностранная автомобильная компания, зарегистрированная в стране.
1 января 2000 года, в связи с реорганизацией и переименованием "материнской компании" в Daimler Chrysler AG, российское представительство переименовано в ЗАО "Даймлер Крайслер Автомобили РУС". Недавно концерн, по настоянию акционеров, снова сменил название, а вместе с ним и российская "дочка" - ЗАО "Мерседес-Бенц РУС"

  • alt В июле 1999 года был создан "Клуб Классических Автомобилей Мерседес-Бенц" для владельцев автомобилей, выпущенных до 1980 года. Это предложение прозвучало во время 1-й АЭ-1999 от Евгения Петрова, президента АЭ и В.Карпушенко. Руководителями Клуба стали Владимир Кабанов и Владимир Карпушенко. С самого начала это был фактически закрытый клуб, в котором состояли именитые владельцы реставрационных мастерских и олдтаймерских коллекций - Кваша, Алешин, Хромов. В 2003 году руководство Даймлер-Крайслера предоставило Клубу статус официального "Мерседес Бенц Классик Клуба" в России. Клуб занимается, в основном, организацией и проведением выставок, классик-ралли, презентаций, принимает участие в подготовке журнала "Мерседес Классик". В апреле 2008 года сертификат Mercedes-Benz Classic Club Russia выдан новому Президенту клуба Алексею Прупесу, объединившему возможности российского представительства  и сайта mbclub.ru.
  • alt 28 мая 1997 года на тогда еще молодом сайте www.auto.ru (сайт был открыт 15 июля 1996 г.) открылась конференция "Обменяемся опытом?! - Мерседес". Эта конференция существует и по сей день, пережив несколько кризисов, как внутренних, так и в связи с переходом значительной части посетителей на МБклуб.ру, о котором чуть ниже. FAQ и ник-лист конференции на Авто.Ру(Мерседес) были созданы одним из участников, Сергеем Сохиным (SSA) на своем домене и существуют до сих пор по адресу murzik.ssa.ru. Зарегистрированных пользователей за все время - не менее 30.000
  • alt alt alt В 1999 году группа энтузиастов организовала мерсо-конференцию www.mercedes.integration.ru, чуть позже руководство Авто.Ру (Михаил Л. Рогальский) предоставило на сервере Авто.Ру доменное имя mercedes.auto.ru на вполне определенных условиях. Эти условия не были соблюдены, т.к. "Интеграция" ставила ре-директ с Авто.Ру вместо полноценного использования домена, и авторушный Мерседес-клуб был вскоре закрыт. 27 декабря 1999 года конференция на "интеграции" была запущена в опытную работу. "Интеграция" была закрыта в 2001 году, и тоже не без конфликта основателей сайта с владельцами домена и авторами некоторых материалов. Впрочем, тогдашние участники событий упрекая меня в неосведомленности, не пытаются пролить свет на историю тех дней.
  • Первый сбор участников конференции был организован в апреле 1999 года Дмитрием Тиминым (Damon, тогда Dima300E). Период с 1997 по 1999 гг. , к сожалению, вообще никак не запечатлен историей. Одна из встреч осенью 2000 года освещалась на www.mangal.ru .
  • В том же 2000 году началась работа по созданию Мерседес-Клуба с сайтом и конференцией. У истоков клубного сайта стояли Andy (Андрей Милехин), Damon (Dima300E - Дмитрий Тимин), Maxim (Gotlib - Максим Радченко), Miguel (Михаил), maka (Максим Гарусев) и еще несколько человек, впоследствии отошедшие от активного участия. 12 марта 2001 года открылись конференция и клубный сайт www.mbclub.ru. Созданием, поддержкой сайта и администрированием занимались Алексей Марков - АМ/РМ (AlexeyMarkov), оставивший ради клубного сайта свой персональный проект www.w126.pp.ru, и Артем Гарусев - Тёma, админ с "Интеграции". После серии скандалов на Авто.Ру, где продолжали "обитать" многие мерсоводы, в августе 2002 г. довольно большая часть мерсо-авторушников ушла на новоиспеченный МБклуб. Именно с этим периодом можно связать подъем значимости клубного сайта.
  • Буквально меньше, чем через год после массового "исхода" мерсоводов с Авто.Ру на МБклуб.Ру, в апреле 2003 года, разгорелся новый скандал между одним из админов мбклуба.ру, с одной стороны, и владельцами домена и разработчиками, с другой стороны. В результате участники клуба раскололись на две группы. Новая версия клубного сайта и новые планы развития Клуба-2 оказались настолько не по вкусу части участников, что они предпочли остаться "на старом сайте", то есть админ (Тёма) просто зарегистрировал новый домен с "почти старым" названием - www.mbclubs.ru, на котором и по сей день общаются его старые обитатели.  Хотя мерсо-тематика на этом сайте поднимается всё реже, обсуждаются автомобили разных марок и многие другие темы, не связанные с автомобилями. По сути, это клуб автомобилистов, многие из которых раньше ездили на Мерседесах.
  •  В настоящее время домен "мбклубс" не существует, а мерсо-конференция под названием ОГМ - Team находится под администрацией и на частном домене у Тёмы. Количество пользователей - около 100
  •  Новый дизайн МБклуба появился на адресе www.mbclub.ru 7 апреля 2003 года. Сайт сразу стал позиционировать себя как Мерседес-Бенц Клуб Россия, для чего даже было зарегистрировано Некоммерческое Партнерство с соответствующим названием. Довольно быстро Клуб стал заметным явлением на просторах Рунета, и за его пределами. Среди участников стали больше жителей бывших союзных республик и европейских стран. Сам ресурс стал популярен за рубежом, в частности благодаря винопробивалке. В это же время активизировалась клубная жизнь - возобновились встречи, как в Москве, так и в других городах, межрегиональные слеты и автопробеги. Однако, обострились некоторые внутренние проблемы и разное видение будущего Клуба, что выплеснулось в яростные споры в стане руководства, и уже в 2005 году из администрации ушли Andy и AM/PM. В конце 2005 года с сайта ушла большая группа, создав форум московского мерседес-клуба. В 2008 г. сайт выпустил новую версию форума и получил Сертификат официального клуба, Президентом которого является Прупес. Сайтом руководят Радченко (Maxim), Тимин (Damon) и вернувшийся Милехин (Andy). Пользовалей - 6.100 (2007), 21.570 (2011), зарегистрированных ников - более 1.200 (2007), 14.340 (2011), более 186.000 пользователей (2016).

 

 

  • alt alt alt alt Осенью 2005 года группа московских мерсоводов вместе с Ренатом Поляковым (Dottore), покинув проект мбклуб.ру, открыла форум вначале на www.Dottore.Ru , а весной 2006 года - форум Московского Мерсоклуба на www.mbmoscow.ru .   Клуб стал организатором многих встреч, включая 1-й слет Олдмерин-клуба, ряда встреч у МГУ, серии Чемпионатов по картингу, клубных встреч в кафе, Рождественских встреч, печать клубных календарей, участие в выставках и автопробегах.
  •  В начале 2008 г. открылся сайт Клуба mbmoscow.ru. Руководитель Dottore, есть Совет Клуба, пользователей 350. Весной 2009 года один из соучредителей клуба пошел на конфликт, узурпировав административные возможности на сайте и форуме, отключив самых активных членов клуба от форума. Совет Клуба принял решение о переезде на домен www.mbmoscow.org . А чуть позже - на www.mbcm.ru - Здесь начал работать новостной портал о новостях Мерседес-Бенц и новостях мерсо-клубной жизни. На старом форуме пользователей 1.330, на сайте Мерседес-Бенц Клуба Москва - 410 (2011). В настоящее время зарегистрированных пользователей на старом форуме - 3.800 (2016), а сам сайт принадлежит автосервису одного из бывших одноклубников.

 

  • alt В 1999 году Дмитрий Парахин (Киевлянин) задумал создать сайт, посвященный 190Е. Сайт развивался, закрывался и рождался вновь, в 2005 году открылся форум www.w201club.com . На сегодня 201-й клуб укрепился в Киеве, в Москве, Минске, Петербурге и Калининграде. Руководитель по-прежнему Киевлянин (он же Capitan), пользователей - 11.600, в 2011 - 4.980, 9.000 (2016).
  • alt alt В начале 2000 г. появился сайт, посвященный старым мерседесам - "Старый Мерин". Первоначально он располагался по адресу oldmerin.h1.ru, затем oldmerin.vov.ru, а основателем его был питерец Андрей Саенко, тоже выходец из Авто.Ру. Когда он задумывал сайт в 1999 г., он предполагал просто собрать информацию о любимой машине и делиться ею. В 2004 году сайт переезжает на новый хостинг и обретает постоянный адрес www.oldmerin.net, в 2005 г. появляется форум, и сайт за короткое время становится очень популярным в России и странах бывшего СССР. В 2006 начинаются регулярные встречи одноклубников разных городах. Сегодня это одно из крупнейших сообществ мерсоводов на всем пост-советском пространстве вплоть до стран бывшего соцлагеря и западной Европы. Зарегистрированных пользователей - более 10.000, в 2011 - 27.780. Одно время группа энтузиастов из "Олдмерина" создала новый форум OldBenz.ru, однако, просуществова некоторое время, он закрылся, и всё вернулось на круги своя. Более 63.000 пользователей зарегистрировано в 2016 г. на "Олдмерине".
  • alt В 2001 году Андрей Артамонов создал сайт, посвященный Гелендвагенам, где собирал информацию об этих внедорожниках. В 2003 г. руководство сайтом приняли в свои руки Олег Никончук и Ярослав Томашевский, вдохнувшие в него новую жизнь. В январе 2007 г. на портале www.g-class.ru, было объявлено о создании Клуба G-Class Club. В настоящее время руководят проектом Александр Губанов (Desert Foxx) и Александ Желтков (Shuff), пользователей в 2011 - 3.500. Спустя 5 лет появились еще несколько сайтов, посвященных G-классу, а также другим моделям внедорожников. В 2016 пользователей на форуме клуба - 7.500 .
  • alt Немного моложе сайт www.gelik.ru, Основанный в 2005 году, Клуб "Трудогелики" ориентирован на спортивное и внедорожное (трофи) оснащение внедорожников Гелендваген, Штейр и Пух. В 2007 году появился форум на сайте.  Руководители проекта ALEX (Алексей Гуркин) и hiryrg. Пользователей 350, в 2011, после реорганизации сайта и форума - 165.
  • alt В 2005 году появился новый форум www.benzclub.ru Поначалу его пользователи обитали преимущественно в подмосковном Куркино, сейчас аудитория гораздо шире. в 2006 г. открылся новостной и рекламный разделы сайта. Пользователей - 11.800 (к сожалению, из них много спамеров). Руководство форума неохотно идет на контакты и совместные мероприятия, мотивируя это своими большими расходами на рекламу. 
  • alt В 2006 году от Украинского официального Мерседес-клуба отделилась группа энтузиастов, и был создан форум независимого Украинского мерседес-клуба www.benzua.com . К 2008 году Клуб открыл представительства в Днепропетровске и Одессе, провел грандиозный всеукраинский слет. Руководитель Клуба -Дмитрий Парахин (Captain). Пользователей - более 800, в 2011 - 3.310.
  • alt У Сибирского Мерседес Классик Клуба нет сайта, однако объединившаяся в 2006 году группа мерсоводов проводит в Новосибирске интересные мероприятия городского масштаба, достойные внимания и заимствования. Руководитель Pilot-126. Количество участников - около 50
  • alt В 2006 году некоторые участники w201 клуба создали www.benz-classic.com Этот форум объединяет, в основном калининградский, балтийский, петербуржский регион. Зарегистрированных пользователей - 1.250 Администраторы - Александр, AZAROV, dkspb. В настоящее время форум закрыт.
  • alt В том же 2006 году открылся форум, а затем и сайт Белорусских мерсоводов на домене www.mbclub.by Пользователей - 1.300, в 2011 - 6.810.

 

  • alt В 2007 г. из части w201клуба и Бенцклуба вырсла аудитория для совсем нового форума www.clubmb.ru, в 2008 г. открылся также сайт и произошла смена домена - сайт переименован в www.mercedes-club.ru , в 2010 г. вернулись на старый домен. 450 пользователей. Администраторы Anton, Pifagor. В 2011 - 4.750
  • alt Вслед за w201 появился новый автомобиль и созрела аудитория для нового клуба. В 2007 году был открыт форум www.w202club.com Уже сейчас он является довольно крупным и дружным клубом, объединяющим Москву и Петербург. Руководитель Arif. Зарегистрированных пользователей - 550, в 2011 - 4.910.
  • alt долгое время существовал форум Зеленоградских мерсоводов на www.mercedeszel.ru .или mbzel.ru, в настоящее время форум закрыт, а большинство его обитателей общаются на других форумах.
  • alt На русскоязычном форуме эстонского клуба clubmb.ee - 2.440 пользователей (2011)
  • alt на форуме w210club.com - 2.240 пользователей (2011), руководитель - Дэн.
  • alt на форуме mercedes-w140.ru - 80 пользователей, рук. Леха.
  • alt на форуме клуба ML-Club.Ru - ML-club.su - 2.840 пользователей, рук. huntter.
  • alt на екатеринбургском форуме mbclub-ural.ru - 640 пользователей, рук. Count_Zero.
  • altоткрытый в 2008 г. московский форум w123club.ru переименован в Российский. Рук. - Иван Lapis_Blau
  • alt на русскоязычном алма-атинском форуме mbclub.kz - 5.570 пользователей
  • alt на азербайджанском автофоруме открыт раздел mb-club.az
  • alt в Белорусии работает форум, посвященный купе mbcoupe.by, 740 пользователей.
  • alt alt в Латвии работает официальный латвийский клуб mbclub.lv на латышском языке, кроме него неофициальные русскоязычные w140club.lv, mercedes-club.lv
  • alt в Литве все клубы, включая С123 Klubas, объединились в Ассоциацию клубов под официальным брендом
  • alt в Болгарии сформировался официальный mbclub.bg
  • alt кроме всего, в Москве работает Клуб олдтаймеров "Старое Время"

  • (*) Несомненно, что автор не обладает всей истиной в последней инстанции, и кому-то эти "хроники" покажутся слишком "причесанными", а кому-то - "перевранными и искаженными". Автор воспользовался устными воспоминаниями некоторых участников мерсо-конференций тех времен, сохранившимися страницами на разных форумах и некоторыми личными наблюдениями, а также присланными замечаниями и комменатриями.
  • Целью автора было не столько восстановление исторической истины и "поиск виноватых", сколько попытка разъяснить существование нескольких клубов и конференций, похожих по формату. Ситуация эта будет, видимо, развиваться и дальше лавинообразно, и приведет к созданию еще многих клубных сайтов и конференций разного масштаба. Последняя фраза, написанная в 2005 году, имела подтверждение, т.к. и по сей день создаются все новые форумы и клубы.
  • "Жизнь - такая штука, что в ней присутствуют и конфликты тоже. И со школы известно, что главный двигатель прогресса - войны. Поэтому описывать мир в отрыве от войн и конфликтов не удастся без существенного искажения действительности."

(с) Dottore, 1-я редакция (осень 2005), 2-я редакция (13.07.2007), 3-я редакция (22.05.2008), 4-я редакция (05.02.2009), 5-я редакция (01.07.2009), 6-я редакция (15.02.2011)