altБарон Николай Карлович фон Мекк (1863 – 22.05.1929 )

«…Энергичный и вечно деятельный…»

«…Какой очaровательный человек этот добрый Коля…», – писал в своем дневнике композитор П.И. Чайковский в 1886 году о Николaе Карловиче фон Мекке, муже своей племянницы Анны.
Барон Николай Карлович фон Мекк (Nikolaus von Meck) – oдин из активных пионеров автомобилизма и автоспорта России, организатор и участник многих автомобильных соревнований, жизнь которого трагически оборвалась при советском режиме.

 


«… Энергичный и вечно деятельный…», – характеризовал его А.П. Нагель в своем журнале «Автомобиль» № 2/1914. Родился Николай Карлович в Москве, окончил училище правоведения. Его отец Карл Федорович фон Мекк (Karl Otton Georg von Meck, 1821–1876) был железнодорожным инженером,
совладельцем ряда российских железных дорог. Его мать Надежда Филаретовна (1831–1894) была почитательницей музыки и меценаткой композитора Петра Ильича Чайковского (1840–1893), на племяннице которого, Анне Львовне Давыдовой, женился Николай Карлович барон фон Мекк.
Николай Карлович фон Мекк, с портрета работы Бориса Кустодиева Николай Карлович фон Мекк, с портрета работы Бориса Кустодиева.

Барон Н.К. фон Мекк pано увлекся автомобилизмом и стал одним из учредителей 20.03.1900 первого в России действующего автоклуба – Московского клуба автомобилистов, правление которого находилось по адресу: Москва, Новинский бульвар, дом Князевой, квартира председателя фон Мекка Н.К. Член Российского автомобильного общества (РАО), которое с 1909 года было взято под покровительство Его Императорского Величества Николая II и стало Императорским (ИРАО), он входил в состав комитетов и технических комиссий Общества. Входил также в группу старшин и в состав гоночной комиссии Первого русского автомобильного клуба в Москве. Свой первый автомобиль барон фон Мекк приобрёл в марте 1899 года, это был немецкий «Даймлер». В период 1906–1913 годов Н.К. фон Мекк владел десятью автомобилями и двумя автобусами, все они были марки «Мерседес» производства фирмы «Даймлер». Последние два «Мерседеса» барон фон Мекк приобрел 5 декабря 1913 года. По данным архива фирмы «Даймлер» обе машины с двигателями мощностью 25 л.с. и кузовами типа «отель-омнибус» (комиссионные листы №№ 15308 и 15309) были отправлены по его заказу через Московское отделение фирмы «Общества Моторов Даймлер».
alt alt alt
Н.К. фон Мекк был вице-командором Киевского автопробега на приз Императора Николая II 16–30 июня 1910 года и командором Севастопольского пробега на приз Императора 7–16 сентября 1911 года Планировался быть командором Варшавского Императорского автопробега в 1912 года, но помешали неотложные служебные дела – Николай Карлович был председателем правления Московско-Казанской железной дороги (МКзЖД) до 1917 года. Тем не менее, для участников Варшавского автопробега oн предоставил свое имение Рожище по Брест-Житомирскому шоссе для отдыха и заправки.
Н.К. фон Мекк за рулем автомобиля Mercedes 38/70 (1910 г.), М.Н. фон Мекк на автомобиле Mercedes 18/34 (1914 г.) Н.К. фон Мекк за рулем автомобиля Mercedes 38/70 (1910 г.), М.Н. фон Мекк на автомобиле Mercedes 18/34 (1914 г.)

Командор Н.К. фон Мекк за рулем автомобиля Mercedes 38/70 во время дефиле перед Императором и группой официальных лиц по окончании Пробега на Приз Императора. Севастополь (1911 г.) Командор Н.К. фон Мекк за рулем автомобиля Mercedes 38/70 во время дефиле перед Императором и группой официальных лиц по окончании Пробега на Приз Императора. Севастополь (1911 г.)

alt Организаторы и участники Пробега на Приз Императора, 1911 г. Крайний справа Н.К. фон Мекк

У Н.К. фон Мекка было шесть детей – три сына и три дочери. Его сын, Марк Николаевич фон Мекк успешно выступил в пробеге на Приз Императора 1911 годa, пройдя 2500 км от Петербурга до Севастополя на «Мерседесе» без штрафных очков и получил I приз в категории IV. 23.09.1911 Марк Николаевич занял 2-е место заключительной верстовой гонке Кавказского пробега под Гаграми, достигнув скорости 96,0 км/час. Oн также yчаствовал в качестве механика (управлял его машиной гонщик Тейеркауф) в 100 верстовой гонке под Москвой 19.06.1911. В скоростных заездах на 1 версту на Волхонском шоссе под Петербургом 06.05.1912 Марк фон Мекк занял 3-е место, показав скорость 122,3 км/час. B первом автокроссе в Москве на 2 версты 29.09.1913 он занял также 3-е место. Для осмотра строящегося участка Московско-Казанской железной дороги, в конце августа 1913 года, Николай Карлович фон Мекк организовал автопробег из сослуживцев на дистанцию более 1000 км, в котором был командором на своём «Мерседесе». В этом пробеге снова отличился Марк фон Мекк, a в 1914 году в зимнем пробеге по Казанской Губернии он занял первое место и взял Приз ИРАО. Офицер лейб-гвардии Преображенского полка, Марк Николаевич фон Мекк, ветеран Первой Мировой войны был растрелян большевиками в Омскe в 1918 году. 
alt Перевозка автомобиля «Мерседес» Н.К. фон Мекка на пароме из Севастополя в Новороссийск для участия в пробеге Новороссийск–Гагры (1911 г.)


Дочь Николая Карловича, Баронесса Галина Николаевна фон Мекк тоже была известной автомобилисткой, одной из первых женщин-автомобилисток в России, об этом она писала позже в своих мемуарах: «...We dashed about the country in our Mercedes-motorcars… Apart from music, which was our greatest joy, one of our greatest passion was the motor car… I had a car of my own and was one of the first women in Russia to drive one…».
Московская 100-верстовая гонка 1911 года, автомобиль Mercedes 90/120. Слева гонщик г-н Тейеркауф, справа Марк Николаевич фон Мекк. Московская 100-верстовая гонка 1911 года, автомобиль Mercedes 90/120. Слева гонщик г-н Тейеркауф, справа Марк Николаевич фон Мекк.

Гонщик Тейеркауф и М.Н. фон Мекк на «Мерседесе». Москва (1911 г.) М.Н. фон Мекк (за рулем) и Н.К. фон Мекк (справа на подножне «Мерседеса»), правее автомобиль «Пежо» другого участника пробега. Казань (1913 г.) Гонщик Тейеркауф и М.Н. фон Мекк на «Мерседесе». Москва (1911 г.) М.Н. фон Мекк (за рулем) и Н.К. фон Мекк (справа на подножне «Мерседеса»), правее автомобиль «Пежо» другого участника пробега. Казань (1913 г.)

В марте 1915 года, по предложению Командующего 8-й армии генерала А.А. Брусилова было решено приспособить для движения по железным дорогам бронированные автомобили, не соответствующие требованиям Броневого отдела. Таких машин в России было достаточно много. Прибывший с этим предложением в Петроград штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мещеренинов заручился поддержкой Военного министра, который распорядился передать четыре броневика конструкции штабс-капитана Некрасова (три машины «Руссо-Балт» и езин на шасси автомобилей, довольно быстро справился с поручением, построив даже три версты испытательного железнодорожного полотна с европейской колеей. 17 июня 1915 года железнодорожные бронеавтомобили успешно прошли испытания. Спустя месяц с Русско-Балтийского завода были доставлены новые оси, позволяющие регулировать колею машин, как под европейский, так и под российский стандарт, при сохранении возможности быстрой замены колес для их движения и по обычным дорогам. В августе были проведены повторные испытания усовершенствованных универсальных броневиков. В октябре машины отправили в Петроград в распоряжение Запасной броневой роты, где они подверглись новым испытаниям пробегом по грунтовым и железным дорогам.
На рекламном плакате фирмы Daimler Motoren-Gesellschaft изображён грузовик «Даймлер», принадлежавший Московско-Казанской железной дороге. На рекламном плакате фирмы Daimler Motoren-Gesellschaft изображён грузовик «Даймлер», принадлежавший Московско-Казанской железной дороге.

После революции 1917 года Н.К. фон Мекк остался служить на железной дороге. Был членом Совета технического комитета и консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Неоднократно подвергался преследованием властей за «буржуазное» происхождение. Первый раз арестован 3.05.1919, но через три дня освобожден под поручительство Коллегии НКПС. Повторно был арестован 1.03.1921 по обвинению в «контрреволюционных выступлениях против советского строя», но через неделю, 8 марта, освобожден по постановлению Президиума ВЧК. Вновь был арестован 30.03.1921 по обвинению в «технической контрреволюции», но освобожден из-под стражи при «условии невыезда из Москвы» по заключению Транспортного отдела ВЧК от 24.05.1921. По постановлению заседания Коллегии ГПУ от 23.05.1922 дело в отношении Н.К. Мекка было временно прекращено. В 1923 году Николай Карлович входил в состав редколлегии журнала «Мотор».
Будучи технически грамотным и добросовестным человеком, Барон фон Мекк все силы отдавал восстановлению железнодорожного транспорта после разрухи Гражданской войны и его дальнейшему развитию. Тем не менее в 1929 г. oн был арестован как участник «контрреволюционной вредительской организации НКПС и на железных дорогах СССР». По постановлению судебного заседания Коллегии ОГПУ от 22.05.1929 Николай Карлович был расстрелян. Реабилитирован в 1991 году. Захоронен на Ваганьковском кладбище.
Трагична и характерна судьба этого человека, как и многих русских интеллигентов и инженеров в советское время. Вот что написано об этом в известной книге А.И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ»: «И какие же изощрённые злодеи были эти старые инженеры, как же по-разному сатанински умели они вредить! Николай Карлович фон Мекк в Наркоматe пути притворялся очень преданным строительству новой экономики, мог подолгу с оживлением говорить об экономических проблемах строительства социализма и любил давать советы. Один такой самый вредный совет был: увеличить товарные составы, не бояться тяжело гружёных (поездов). Посредством ГПУ фон Мекк был разоблачён и расстрелян; он хотел добиться износа путей, вагонов и паровозов и оставить республику на случай интервенции без железных дорог! Когда же малое время спустя, новый нарком пути тов. Каганович распорядился пускать именно тяжело гружёные составы, и даже вдвое и втрое сверхтяжёлые (и за это открытие он и другие руководители получили орден Ленина), то злостные инженеры выступили теперь в виде предельщиков – они вопили, что это слишком, что это губительно изнашивает подвижной состав, и были справедливо расстреляны за неверие в возможности социалистического транспорта».
Николай Карлович фон Мекк, с портрета работы Бориса Кустодиева. Николай Карлович фон Мекк, с портрета работы Бориса Кустодиева.

Литература:
Prinz Heinrich – Fahrt und Bilder aus dem Sportleben 1911. Hannover, 1912.
Zum 25 jährigen Bestehen der Daimler-Motoren-Gesellschaft. Untertürkheim, 1915.
G. von Meck. As I remember them. London, 1973.
A. Dupouy. L’Automobile en Russie jusqu’ en 1917. Grenoble, 1989.
Коломиец М.В. Броня Русской армии. Москва, 2008.
Ю.А. Мелентьев. Автомотострасти Российской Империи. С. Петербург, 2005.
Шугуров Л.М. Автомобильная Москва. Столетие 1902–2001. Москва, 2004.
Л.М. Шугуров. Старая любовь не ржавеет. Москва, 2005.

Большое спасибо за помощь
Юрию Александровичу Мелентьеву (… ).

alt

Иллюстрации издательства Continental Pneumatik, (Германия), из журналов «Автомобиль» (С.П.Б.) и «Автомобилист» (Москва) и из коллекции автора.

© Kiriletz 2007/2010

(c) ADVENTURE PRESS

alt