b_200_0_16777215_00_images_news_2016_may_02_02.jpg

В соответствии с планом стандартизации автопарка Германии, подготовленным генеральным уполномоченным по вопросам автомобильного транспорта полковником Адольфом фон Шеллом, автомобильные фирмы должны были прекратить производство грузовиков, несоответствующих стандартным классам упомянутого плана (грузоподъемностью в 1,5; 3,0; 4,5 и 6,5 тонны), а остальные модели должны были унифицировать между собой. Фон Шелл предвидел, что через несколько лет вместо 100 различных наименований в Германии будут производиться только 14 несложных и подходящих для армии моделей грузовиков.

 

В соответствии с этим, производимый тогда концерном Daimler-Benz грузовой Mercedes-Benz L3750, оказавшийся вдруг недостаточно грузоподъемным, был спешно перепроектирован. Так в 1939 году гамма грузовиков концерна пополнилась новой, более тяжелой моделью L4500. Мало того, согласно тому же плану производитель должен был поставить заказчику (в данном случае Вермахту) максимально унифицированный со стандартной моделью 4x2 полноприводный вариант L4500А.

Если L3750 представлял собой низкорамный, предназначенный для хороших дорог грузовик с дизелем в 100 л.с., комплектовавшийся разборными бездисковыми колесами типа «Трилекс», то Mercedes-Benz L4500 получил более жесткую раму с прямыми лонжеронами; 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 7274 см3 и мощностью 120 л.с., который для надежности дефорсировали до 112 л.с.; дисковые колеса большего диаметра с шинами размерности 9,75-20 дюймов. Поэтому реальная его грузоподъемность достигала почти 5 тонн (4,95), но чтобы не дразнить заказчика – а им после начала войны могла быть только армия, производитель официально указал, что этот грузовик – стандартизированный класса 4,5 т.

Попробуем выяснить, что же значили цифры и буквы на названии этих «Мерседесов». С буквой «Л» все ясно – это Lastwagen (т.е. грузовик), число «4500» означало гарантированную грузоподъемность – 4500 килограммов, буква «S» обозначала стандартную базовую модель 4x2, а «А» значило Allrad, т.е. «полный привод» или вариант 4х4. Существовала еще и модификация L4500F – специальное шасси для пожарного автомобиля. От стандартного грузовика его рама отличалась усилением в задней части, где монтировался изрядно весивший водяной насос, и дополнительной поперечиной в средней части для крепления коробки отбора мощности, необходимой для привода этого насоса.

«Позвоночником» автомобиля выступала лонжеронная рама, к которой на продольных рессорах подвешивались оба моста. Передняя ее часть была немного разведена в ширину для удобства размещения на ней двигателя. Пятиступенчатая коробка передач соединялась коротким карданным валом с отдельно смонтированной двухступенчатой раздаточной коробкой, от которой карданные валы передавали крутящий момент на главные передачи ведущих мостов.

Конструкция их была оригинальной: к стальной несущей балке, оканчивавшейся ступицами колес, и на которую опирались рессоры, болтами прикреплялся корпус главной передачи с дифференциалом. От него к ступицам шли два коротких валика, передававшие крутящий момент к колесным редукторам в виде цилиндрических шестерней. Конструкция более сложная, но зато, как объясняли немцы, более легкая в обслуживании и ремонте, чем традиционный картер моста с расположенной внутри главной передачей и длинными полуосями.

Mercedes-Benz L4500А весил 5715 килограммов и мог везти 4,6 тонны по хорошей дороге и 4,1 тонны – по грунту. База для всех моделей была одинаковая – 4600 мм, как и клиренс – 340 мм. Деревянный кузов с высокими бортами, размерами 5 метров в длину и 2,2 метра в ширину, оборудовался тентом.

Грузовики универсального назначения и пожарные не были единственными моделями в семействе L4500. Немцы, готовясь к завоеванию Европы, тщательно обдумали все. Даже то, что им, возможно, понадобится воспользоваться железными дорогами оккупированных ими стран, а локомотивов может и совсем не оказаться. Кроме того, в разных странах и ширина железнодорожной колеи различна. Поэтому фирмам, производившим грузовики, было дано задание – сконструировать специальные варианты переоборудования тяжелых грузовиков для езды по рельсам железной дороги и буксировки за собой вагонов. Daimler-Benz сконструировал такой грузовик как раз на основе своего «аллрада», так как четыре ведущих колеса в любом случае лучше, чем два.

Грузовик укомплектовали не только быстросменными металлическими колесами с ребордами, но и железнодорожными буферами, устройствами сцепления, мощным воздушным компрессором для тормозной системы, а на крыше кабины установили сирену. И еще, чтобы такой Mercedes-Benz мог ехать и по колее не европейского типа, в ступицах колес установили устройства, с помощью которых можно было менять ширину колеи. Такие автомобили были особенно необходимы в первые годы войны, когда Вермахт быстрым маршем захватывал одну страну за другой.

Но уже 1943 году ситуация стала меняться. Царившую над полями сражений в Европе немецкую авиацию стали теснить сперва советские, а затем и пилоты союзников. Немецкая армия оказалась в таком же положении, как и ее противники в 1939-42 годах: колоны войск еще на марше атаковывало с воздуха все большее количество самолетов противника, а своих истребителей для прикрытия уже не хватало. Поэтому немцы начали производить самоходные зенитные орудия на различных автомобильных шасси, и в частности – на шасси L4500А – достаточной грузоподъемном и быстром (66 км/ч), а также более дешевом, чем гусеничная или полугусеничная техника.

История в деталях:

1928-1930 года: начали поступать в Рейхсвер первые военизированные грузовые автомобили L45 и L3000, от серийных отличались лишь бортовыми кузовами с продольными скамьями для солдат, тентом и ограждением радиатора. Приход в Германию фашистской диктатуры и активная милитаризация экономики страны придали мощный толчок их развитию.

1933-1939 года: основную массу немецких армейских грузовиков составляли доработанные коммерческие серии L1500, Lo2750, L3000, L3750 и L4500 грузоподъемностью от 1,5 до 4,5 т, а также упрощенные автобусы на их базе.

1938 год: выпуск военной автомобильной продукции концерна Daimler-Benz впервые превысил объемы изготовления гражданских машин, а в 1940 году все его производство было переведено на военные рельсы.

1937-1944 года: одними из основных 1,5-тонных грузовиков Вермахта являлись автомобили L1500E, L1500S (4х2) и L1500A (4х4) классической конструкции с 6-цилиндровыми бензиновыми моторами, которые послужили базой специальной легкой военной и санитарной техники. Одновременно это были более простые и дешевые варианты австрийских полноприводных машин Steyr 1500А

1937-1938 года: на первом 44-сильном шасси L1500E выпускался стандартизованный санитарный автомобиль Kfz.31 со специальным низким закрытым кузовом, достигавший скорости 72 км/ч.

1941-1943 года: на типовом 60-сильном грузовичке L1500A с колесной базой 3000 мм монтировали кузова открытых разведывательных и 6-местных штабных машин Kfz.16 с упрощенными кузовами с четырьмя короткими дверями и подножками, откидным лобовым стеклом и складными сиденьями среднего ряда, а также целлулоидными боковыми окнами в тенте или с солидными надставными оконными рамами. На этом же шасси устанавливались полностью закрытые кузова-фургоны для штабных пунктов, радиооборудования и медицинского оснащения. Имелся также вариант с открытым обтекаемым цельнометаллическим кузовом фирмы Erdmann und Rossi с полноценными боковыми дверями и вместительным задним багажником, который служил в войсках СС. Все машины снабжались задними одно- или двускатными колесами с 20-дюймовыми шинами, 4-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной. Их полная масса достигала 4080 кг, максимальная скорость на шоссе — 84 км/ч при расходе топлива всего 19 л на 100 км. В обшей сложности грузовиков Mercedes-Benz 1,5-тонного класса было собрано 6-7 тыс. экземпляров.

Среднюю и тяжелую гаммы составили дорожные заднеприводные грузовики L3000S, L4500S, L6500 и их полноприводные исполнения L3000A и L4500A, оснащенные 4- и 6-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью от 65 до 135 л.с., 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, 20-дюймовыми колесами и цельнометаллическими кабинами. Их выпускали как головные заводы Daimler-Benz в Унтертюркхайме и Зиндельфингене близ Штутгарта, так и второстепенные предприятия в Гаггенау и Мангейме. Эти машины использовали в основном на общих перевозках или оснащали специальными бортовыми кузовами, различными фургонами и вооружением. 

1938-1942 года: на базе 3-тонных шасси серии 13000 с дизелями ОМ-65 (65-75 л.с.),  монтировали различные бортовые кузова и полевые радиостанции Kfz.33

С 1939 года выпускался 4,5-тонный дорожный вариант L4500S с 6-цилиндровым дизелем ОМ-67 (7,3 л, 112 л.с.), к которому в 1941 году присоединился полноприводный вариант L4500А. На таких шасси монтировали армейские кузова, надстройки, оборудование эвакуаторов и пожарных машин с упрощенными кузовами. Короткобазные грузовики с металлическими колесами применяли как железнодорожные маневровые тягачи, а на грузовой платформе автомобиля L4500A с выносными опорами, бронированными кабиной и моторным отсеком устанавливали 37-мм и 50-мм артиллерийские установки с боекомплектом и открытыми местами для боевого расчета. 

В октябре 1943 года, при сокращении номенклатуры автопарка Вермахта, грузовики серии L4500 стали единственными автомобилями из всей программы компании которые были одобрены для дальнейшего производства. В Германии обе модели выпускались до конца 1944 года, а затем до весны 1945 года — на австрийском отделении фирмы "Заурер" (Saurer). Тяжелый 6,5-тонный автомобиль-тягач L6500 со 135-сильным дизелем ОМ-57 оставался в производстве только в течение неполных трех лет — с 1938 по 1940 год. Грузовиков всех трех серий было построено 37,4 тыс. экземпляров.

1943-1944 года: на шасси L4500S было собрано 1486 тяжелых бортовых полугусеничных грузовиков-тягачей L4500R грузоподъемностью 4500 кг, входивших в серию "Маультир" В отличие от других трех машин этой гаммы с облегченными английскими движителями, тяжелые машины-тягачи L4500R комплектовали более надежными и существенно доработанными гусеничными движителями от немецкого легкого танка PzKpfw-II с передним зубчатым ведущим колесом, четырьмя или пятью опорными дисковыми катками на балансирной подвеске и гусеницами шириной 300 мм с механической системой подтормаживания одной из них. Они имели полную массу 12,7 т и могли передвигаться со скоростью до 36 км/ч, потребляя на местности до 140 л топлива на 100 км. Эти "Маультиры" оказались слишком тяжелыми, громоздкими и неманевренными. Их выпуск носил единичный характер.

Окончание войны Daimler-Benz встретил на руинах всех своих предприятий: заводы под Штутгартом и в Гаггенау были разрушены на 70-85%, а от цехов главного военного предприятия в Мариенфельде под Берлином не осталось ничего. Благодаря особой благосклонности оккупационных властей и возвращению заранее спрятанного дорогого технологического оборудования уже летом 1945 года возобновился выпуск модели L701, за которой вскоре последовали модернизированные варианты почти всех прежних военных грузовиков Mercedes-Benz.

В 1926 г. в Гаггенау была запущена в производство новая гамма грузовых автомобилей, которая поначалу включала модели L 1 грузоподъемностью 1.5 т с четырёхцилиндровым бензиновым двигателем Daimler-Benz M 14 в 45 л.с., 3-ступенчатой КПП, карданным приводом и пневматическими шинами.

 

Фотографии:

1. Первый грузовик серии "Л" - L1 выпускался в 1926-28 гг.

2. Lo 2750 (L 59) выпуска 1936 г. (выпускался с 1932 по 1941 гг., всего выпущено 16.527 шт.)

3. «Предком» грузовиков L 4500 был сугубо гражданский Mercedes-Benz L 3750 середины 1930-х годов с бездисковыми колесами, хотя и его затем «не миновала чаша» всеобщей мобилизации.

1. Первый грузвик серии  2. Lo 2750 (L 59) выпуска 1936 г. (выпускался с 1932 по 1941 гг., всего выпущено 16.527 шт.) 3. «Предком» грузовиков L 4500 был сугубо гражданский Mercedes-Benz L 3750 середины 1930-х годов с бездисковыми колесами, хотя и его затем «не миновала чаша» всеобщей мобилизации.

4. L 3750 поздних выпусков отличался округлой металлической кабиной – почти такой же, как и у появившихся потом 4,5-тонных L 4500.

5 - 6. L 1500 (L 70) выпускался с 1937 по 1941 гг. Всего произведено 7.484 шт.

4. L 3750 поздних выпусков отличался округлой металлической кабиной – почти такой же, как и у появившихся потом 4,5-тонных L 4500. 5 - 6. L 1500 (L 70) выпускался с 1937 по 1941 гг. Всего произведено 7.484 шт. 5 - 6. L 1500 (L 70) выпускался с 1937 по 1941 гг. Всего произведено 7.484 шт.

7. Mercedes-Benz L 1500S

8. Steyr 1500A

9. LG 3000

7. Mercedes-Benz L 1500S 8. Steyr 1500A 9. LG 3000 (LG 63 6x4 выпускались с 1935 по 1940 гг.), всего произведено 7.440 шт.

10-11. LG 3000 (LG 63 6x4 выпускались с 1935 по 1940 гг.), всего произведено 7.440 шт.

12. L 3000A (L 66) выпускался в 1939-42 гг., его военная версия L 3000S выпускалась до 1944 г. Всего произведено 32.605 шт.

10-11. LG 3000 (LG 63 6x4 выпускались с 1935 по 1940 гг.), всего произведено 7.440 шт. 10-11. LG 3000 (LG 63 6x4 выпускались с 1935 по 1940 гг.), всего произведено 7.440 шт. 12. L 3000A (L 66) выпускался в 1939-42 гг., его военная версия L 3000S выпускалась до 1944 г. Всего произведено 32.605 шт.

13. L 4500A с металлической кабиной (L303 выпускался с 1939 по 1944 гг., и после войны с 1945 по 1954 гг.), A = Allrad (всеколесный) 4х4

14. L 4500A с деревянной кабиной

15. Ранняя версия полноприводного варианта Mercedes-Benz L4500А с округлой цельнометаллической кабиной, передним бампером и задними крыльями. 1941 г.

13. L 4500A с металлической кабиной (L303 выпускался с 1939 по 1944 гг., и после войны с 1945 по 1954 гг.) A = Allrad (всеколесный) 4х4 14. L 4500A с деревянной кабиной 15. Ранняя версия полноприводного варианта Mercedes-Benz L4500А с округлой цельнометаллической кабиной, передним бампером и задними крыльями. 1941 г.

16. L 3000A 4x4

17. Трофейный полноприводный L4500А позднего образца с эрзац-кабиной в Красной армии. 1945 г.

18. L 4500F, F = Feuerwehr (пожарный, для пожарных машин было специальное шасси)

16. L 3000A 4x4 17. Трофейный полноприводный L4500А позднего образца с эрзац-кабиной в Красной армии. 1945 г. 18. L 4500F, F = Feuerwehr (пожарный, для пожарных машин было специальное шасси)

19. L 4500F

20 - 21. L 4500R (R = Raupe = Гусеница, он же имел кликуху Maultier = Мул). 

19. L 4500F, F = Feuerwehr (пожарный, для пожарных машин было специальное шасси)20 - 21. L 4500R (R = Raupe = Гусеница, он же имел кликуху Maultier = Мул). 20 - 21. L 4500R (R = Raupe = Гусеница, он же имел кликуху Maultier = Мул).

22. Стандартный 4,5-тонный Mercedes-Benz L4500S в упрощенном исполнении 1944 г. с угловатой эрзац-кабиной, плоскими крыльями, без бампера.

23. L 4500S, S = Standart (стандартный) 4х2 (L 303) выпуска 1939-54 гг., произведено 10.709 шт.

24. L 4500S Pritschenwagen

22. Стандартный 4,5-тонный Mercedes-Benz L4500S в упрощенном исполнении 1944 г. с угловатой эрзац-кабиной, плоскими крыльями, без бампера. 23. L 4500S S = Standart (стандартный) 4х2 (L 303) выпуска 1939-54 гг., произведено 10.709 шт. 24. L 4500S Pritschenwagen

25. L 4500S

26. L 6500

27. послевоенный L 701 (1948-49 гг.)

25. L 4500S 26. L 6500 27. послевоенный L 701 (1948-49 гг.)

28. на базе серии "Л" после войны появились первые микроавтобусы/транспортеры - знаменитые L 319 (1956-68 годы выпуска, произведено 123.234 шт.)

29 - 30. послевоенные автобусы O 4000 тоже созданы на базе грузовиков серии "L"

28. на базе серии 29 - 30. послевоенные автобусы O 4000 тоже созданы на базе грузовиков серии 29 - 30. послевоенные автобусы O 4000 тоже созданы на базе грузовиков серии

31-33. Чертежи L4500

Чертежи L4500 Чертежи L4500 Чертежи L4500

(c) text & photo: Вячеслав Сокиркэ, 2016

(с) MBCM.Ru, 2016