"Я знаю только три настоящих вида спорта: автогонки, коррида и альпинизм. Все остальное — это игры."

(Эрнест Хэмингуэй)

    Русские гонщики, Бенцы, ГПУ и белоэмигранты, всё смешалось… Казалось бы – какая связь? Связь обнаружилась, когда я изучал результаты гонок и ралли первой половины ХХ века, и среди фамилий участников и победителей мне стали попадаться русские фамилии. Сведения об этих людях были настолько отрывочные, что работа над статьей зависла надолго. Я мучал интернет разнообразными запросами, и так, и эдак, в поисках крупинок информации. И, по крупицам, собрал эту статью, в которой постарался рассказать о некоторых русских гонщиках, выступавших на автомобилях BENZ и MERCEDES в России и за рубежом, а также о немцах, выступавших на российских гонках.

    Люди и машины. Гонщики и моторы. Русские и немецкие. Впрочем, здесь смешалось всё. Учитывая, что в дореволюционной России жили и работали выходцы из Германии, Франции, а в послевоенной Европе жило много русских эмигрантов, то национальный вопрос сильно перемешался. Как перемешались и успехи первых гоночных команд, среди которых я не случайно поставил на первое место команду Benz Motoren, а не машины Mercedes команды DMG. Именно Бенцы принесли много побед в ранних гонках во славу будущего союза двух фабрик, и именно лавровый венок победителя гонок Бенца украсил звезду Мерседеса.

Схема гоночной трассы в районе Волхонского шоссе под Петербургом. Волхонские гонки. Автомобиль "Бенцъ". 

    Начать следовало бы с того, что автомобильные гонки, как в Европе, так и в России, начались, преимущественно, с 1908 года, когда были проведены первые Гран-При Франции, называвшиеся тогда Гран-При Автомобильного Клуба Франции (Grand Prix de l’ACF). Однако гонки, так таковые, проводились и ранее. Первые автомотогонки состоялись 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе от ст.Александровская до Стрельны. Вообще, Император, хоть и не был сам увлечен этим видом спорта, и к автомобилям относился утилитарно, не интересуясь их характеристиками, а лишь удобством, но не хотел отставать от своего двоюродного брата – германского императора Вильгельма II, и от моды на автомобильные гонки в Европе, поэтому пошел навстречу предложениям организовать автомобильные клубы в Москве (МКА) и Петербурге (СПАК, до 1909 года), а также Императорского Российского автомобильного сообщества (ИРАО, с 1909 года), и проводить гонки. Уже в 1913 и 1914 году были проведены первые российские Гран-При. И если бы не Мировая война и последовавшая затем «революция», отбросившая страну назад, то русские гонщики вполне могли бы соревноваться в европейских Гран-При 30-х годов, а сегодня занимать достойные места среди гонщиков Формулы-1.

 Реклама фирмы «Густавъ Листъ» - дилера «Бенцъ» в Москве (1912 г.) Реклама «Бенцъ и Ко.» - магазины в Петербурге и Одессе (1914 г.) Вывеска дилера «Даймлеръ» в Москве на Неглинном проезде, 15А, открытый 1 января 1912 года. Неглинная 15 – сегодня Реклама общества «Г.А. Лесснеръ» - дилера «Мерседесъ» в Санкт-Петербурге на Сампсоньевской набережной, 3 (1906 .) Автомобиль Mercedes Knight 16/40 PS из гаража Его Императорского Величества Николая II

    Надо заметить, что условия для гонок типа «Гран При» были разработаны Автомобильным клубом Франции в 1908 году для первого Grand Prix de France. Для этих гонок Ганс Нибель, тогда главный конструктор компании Benz & Cie разработал автомобиль Benz 55/150, впоследствии называемый многими историками Benz Grand Prix.

Бенц Ханса Нибеля: Benz 55/150

Автомобиль обладал чудовищного размера объемом двигателя 12454 см3 (да-да, более 12 литров!) на 4 цилиндра. Модель оказалась настолько удачной, что ее в 1909 году модернизировали, увеличив объем до 21493 см3, а мощность – с 118 л.с. до 200 л.с. Тот монстр, на котором Хёрнер установил рекорд скорости в 1913 году, и автомобиль Эмери, на котором он выиграл гонку Петербург – Москва в 1908 году – братья-близнецы. Конструктором этого автомобиля был Фриц Эрле, сам неоднократно выступавший на гонках, в том числе – в России. Насколько мне известно, выпустили таких автомобилей около десятка, из них 2 были в России – один у дилера, завода «Густавъ Листъ», другой принадлежал петербургскому богачу Меркурьеву (именно на нём Вилли Шолль выиграл Гран При 1914 года). В начале Первой Мировой Меркурьев передал свой автомобиль на нужды армии. После большевистской революции он был переделан в подобие бронепоезда, а затем исчез бесследно. На московском же «Бенце» посчастливилось ездить первым советским гонщикам Удольскому и Иванову. Этот автомобиль после реквизиции оказался на артиллерийском складе, и хранился там вплоть до конца 20-х годов, когда снова оказался востребован. Про остальные экземпляры 200-сильных «Бенцев» известно, что 2 таких автомобиля купил американский предприниматель Мороз (Ernie Moross), на одном из которых американский гонщик Боб Бёрман (Bob Burman) установил в 1911 г. мировой рекорд скорости 228 км/ч.

Легендарный гоночный Blitzen Benz. Что интересно, название «Блитцен Бенц» на немецком появилось, как перевод с английского Lightning Benz (Молния Бенц), впервые использованном во время рекламной кампании в Америке в 1910 г.

Еще один был отправлен английскому гонщику Лидстону Хорнстеду (Lydston Hornsted). Два или три экземпляра оставались на заводе, на них выступали в гонках Виктор Эмери, Франц Хернер, Фриц Эрле, Вилли Шолль. Еще один «Бенц» был продан мадридским дилером Treumann, и затерялся в истории. И один был продан голландским дилером в Англию, а затем оказался в 2002 году у американского коллекционера. Один из этих монстров, облаченный в кузов Blitzen Benz, хранится в музее Mercedes-Benz в Штуттгарте.

 Выходившая в Германии реклама «Mein Benz» была переведена на многие языки и выходила в разных странах – «Мой Бенцъ», «My Benz», «Mio Benz» (1912 г.) Выходившая в Германии реклама «Mein Benz» была переведена на многие языки и выходила в разных странах – «Мой Бенцъ», «My Benz», «Mio Benz» (1912 г.) Выходившая в Германии реклама «Mein Benz» была переведена на многие языки и выходила в разных странах – «Мой Бенцъ», «My Benz», «Mio Benz» (1912 г.)  

продолжение следует...

© Dottore & Dottore.Ru, 2018 специально для © MBCM.Ru, 2018 

Фотографии:

Схема гоночной трассы в районе Волхонского шоссе под Петербургом.
Волхонские гонки.
Реклама фирмы «Густавъ Листъ» - дилера «Бенцъ» в Москве (1912 г.)
Реклама «Бенцъ и Ко.» - магазины в Петербурге и Одессе (1914 г.)
Вывеска дилера «Даймлеръ» в Москве на Неглинном проезде, 15А, открытый 1 января 1912 года.
Неглинная 15 – сегодня 
Реклама общества «Г.А. Лесснеръ» - дилера «Мерседесъ» в Санкт-Петербурге на Сампсоньевской набережной, 3 (1906 .)
Автомобиль Mercedes Knight 16/40 PS из гаража Его Императорского Величества Николая II
Бенц Ханса Нибеля: Benz 55/150
Легендарный гоночный Blitzen Benz. Что интересно, название «Блитцен Бенц» на немецком появилось, как перевод с английского Lightning Benz (Молния Бенц), впервые использованном во время рекламной кампании в Америке в 1910 году.
Выходившая в Германии реклама «Mein Benz» была переведена на многие языки и выходила в разных странах – «Мой Бенцъ», «My Benz», «Mio Benz» (1912 г.)

БЛАГОДАРНОСТИ:

- сайту www.tsar-auto-club.spb.ru за множество материалов об истории Волхонских гонок и дореволюционных ралли
- сайту Царскосельского автомобильно-спортивного клуба www.tsarselo.ru за многочисленные исторические материалы об автомобилях, гонках, ралли, персоналиях и датах.
- Станиславу Кирильцу (S. Kiriletz) – автоисторику, за интереснейшие статьи, попадающиеся на разных сайтах
- сайту www.gruzovikpress.ru за исторические материалы о «Даймлер» и «Бенц».
- сайту www.carracer.ru за раллийные «древности» и авторские статьи
- отдельным авторам на Drive2.ru и livejournal.com - за интересные факты, почерпнутые из их статей
- за архивы данных о гонщиках и гонках первой половины ХХ века: сайту www.motorsportmgazine.com
- сайту www.myautoworld.com – за данные о спортивных автомобилях ранних лет