ИСТОРИЯ. Автомобильные клубы Москвы и С.-Петербурга в 1900-1914 гг.

Биографии: Бруно Фарих, Константин Меллер, Фриц Эрле.

Кто бы мог подумать, что всего через 15 лет после создания Карлом Бенцем своей коляски в России уже появится первый автомобильный клуб?! В 1900 году (точных данных нет) в мире было всего 5-8 тысяч автомобилей, а в России вообще едва ли несколько десятков. Известно, что первую иномарку (Panhard-Levassor) в Россию привез себе в 1891 году редактор газеты "Одесский листок" Василий Навроцкий. А год спустя было ввезено несколько "Бенцев". Но еще аж до 1899 года по двум столицам никто активно не гонял на автомобилях. Однако уже в 1901 году в российской таможенной ведомости появляется графа "ввоз автомобилей", и их было ввезено 40. В начале ХХ века самыми популярными в России автомобилями были Benz (95 машин), LaBuire (52 машины), Mercedes (47 машин).

А к 2000 году в мире насчитывается более 450 миллионов автомобилей, а автоклубы есть во всех странах, во многих городах, а в Москве их несколько десятков. Что касается первого автомобильного клуба, то он появился в США 1 декабря 1895 года - American Automobil League. А через 12 дней по другую сторону Атлантики появился Automobile Club de France. К 1902 году в мире насчитывалось уже 112 национальных и региональных автоклубов.

 

МКА – Московский Клуб Автомобилистов.
ПРАК - с 1911 года – Первый Русский Автомобильный Клуб.

Клуб сформировался еще в 1899 году, а оформился как организация, в 1900 году. Председатели – барон Н.К. фон Мекк (1901-1906), В.К. Жиро (1906-1909), князь Ф. Ф. Юсупов (1909-1917). После образования СПАК шла работа по объединению МКА и СПАК в единую российскую организацию (РАО).

01. Эмблема Московского Клуба Автомобилистов (предс. барон фон Мекк). Учрежден 20 марта 1900 года.

b_150_0_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-01.jpg

02. Эмблема Первого Русского Автомобильного Клуба (предс. князь Юсупов). Московский клуб автомобилистов В 1911 году сменил свое название и стал именоваться «Первый русский автомобильный клуб». Он действительно был самым первым в Российской Империи сообществом, объединявшим любителей автомобильной езды.

b_150_0_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-02.jpg 
03. Здесь, на Кузнецком мосту, располагался Московский Клуб Автомобилистов (с 1910 года). После революции здесь разместился Московский городской спортивно-технический клуб.

b_300_0_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-03.jpg


МАО – Московское Автомобильное Общество.

Предшественником МАО был Московский клуб мотористов. МАО образовано в 1909 г. В 1909 г. провели автогонку вокруг Московского уезда, в 1911 г. организовали пробег Москва-Рига, в 1912 г. провели пробег Москва-Орел, и участвовали в верстовой гонке, организованной СПАК. В 1914 г. был пробег Москва-Ярославль. В 1913 году МАО издало карты дорог европейской части России. С 1915 года официальным органом стал журнал «Автомобилист». Председатель МАО – князь Н.С. Щербатов. Покровитель – Великий Князь Михаил Александрович.


04. Эмблема Московского Автомобильного Общества (предс. князь Щербатов).

b_150_285_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-04.jpg

05. Бланк заявление на вступление в члены М.А.О.

b_150_169_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-05.jpg

06. В списке членов МАО есть и жители С.-Петербурга, Сумы, Самары, Харькова, Н. Новгорода, Иркутска, Владикавказа…

b_300_195_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-06.jpg

 07. Покровитель МАО и ИРАО – Великий князь Михаил Александрович.

b_200_298_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-07.jpg

 

СПАК – Санкт-Петербургский Автомобильный Клуб.

Создан в С.-Петербурге в 1902 г. Председатели – В.А. Рейс (1902-1907), П.Н. Беляев (1907-1912), В.П. Всеволожской (1912-1917). Покровитель – Великий князь Сергей Михайлович. В 1914 году, после переименования Санкт-Петербурга в Петроград, стал именоваться ПАК. Во время Первой мировой сыграл большую роль в формировании автомобильных частей, снабжении армии санитарными и грузовыми автомобилями. В советское время преемником СПАК/ПАК являлся Ленинградский автомотоклуб.

08. Эмблема Санкт-Петербургского Автомобильного Клуба (предс. д-р Всеволожской).

b_150_174_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-08.jpg

09. На фотографии Карла Булла – члены СПАК, участники автопробега С.-Петербург – Рига – С.Петербург, в группе участников – председатель клуба Беляев и издатель «Автомобилиста» Нагель.

b_300_168_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-09.jpg

10. Автомобилисты – члены СПАК в Санкт-Петербурге.

b_300_108_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-10.jpg

11. Фасад здания СПАК (Императорский гараж) в наше время (г. Пушкин, Академический пр., 2)

b_300_225_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-11.jpg

 

РАО/ИРАО – Императорское Российское Автомобильное Общество.

Первое национальное объединение автомобилистов-любителей произошло в 1903 г. под покровительством Великого князя Михаила Александровича. В 1909 г. высочайшим указом РАО было присвоено именование «Императорский». После февральской революции 1917 г. – Всероссийское Автомобильное Общество.

12. Эмблема Императорского Российского Автомобильного Общества. Образовано в 1909 г.
b_150_195_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-12.jpg

13, 14, 15. Гостиная в помещении ИРАО. Зал в помещении ИРАО. Кабинет заседаний в помещении ИРАО.
b_120_96_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-13.jpgb_120_70_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-14.jpgb_120_89_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-15.jpg

16. Автомобилисты – члены ИРАО в Санкт-Петербурге.

b_300_235_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-16.jpg
17. Вице-председатель ИРАО флигель-адъютант В.В. Свечин.

s04-17.jpg

18. Автоколонна санитарных машин, отправленная ИРАО на фронт (1914).

b_300_160_16777215_00_images_2018_news_B03_s04-18.jpg

 

Фотографии:
01. Эмблема Московского Клуба Автомобилистов (предс. барон фон Мекк). Учрежден 20 марта 1900 года.
02. Эмблема Первого Русского Автомобильного Клуба (предс. князь Юсупов). Московский клуб автомобилистов В 1911 году сменил свое название и стал именоваться «Первый русский автомобильный клуб». Он действительно был самым первым в Российской Империи сообществом, объединявшим любителей автомобильной езды.
03. Здесь, на Кузнецком мосту, располагался Московский Клуб Автомобилистов (с 1910 года). После революции здесь разместился Московский городской спортивно-технический клуб.
04. Эмблема Московского Автомобильного Общества (предс. князь Щербатов).
05. Бланк заявление на вступление в члены М.А.О.
06. В списке членов МАО есть и жители С.-Петербурга, Сумы, Самары, Харькова, Н. Новгорода, Иркутска, Владикавказа…
07. Покровитель МАО и ИРАО – Великий князь Михаил Александрович.
08. Эмблема Санкт-Петербургского Автомобильного Клуба (предс. д-р Всеволожской).
09. На фотографии Карла Булла – члены СПАК, участники автопробега С.-Петербург – Рига – С.Петербург, в группе участников – председатель клуба Беляев и издатель «Автомобилиста» Нагель.
10. Автомобилисты – члены СПАК в Санкт-Петербурге.
11. Фасад здания СПАК (Императорский гараж) в наше время (г. Пушкин, Академический пр., 2)
12. Эмблема Императорского Российского Автомобильного Общества. Образовано в 1909 г.
13. Гостиная в помещении ИРАО.
14. Зал в помещении ИРАО.
15. Кабинет заседаний в помещении ИРАО.
16. Автомобилисты – члены ИРАО в Санкт-Петербурге.
17. Вице-председатель ИРАО флигель-адъютант В.В. Свечин.
18. Автоколонна санитарных машин, отправленная ИРАО на фронт (1914).

 

Бруно Фарих (1867 – 1939)


Бруно Васильевич Фарих вёл своё происхождение от прибалтийских немцев, и в исторических справках его фамилия пишется Fahrig, однако в итальянском справочнике гонщиков и на других европейских сайтах он фигурирует как Bruno Farich. Родился он в Колпино, под Санкт-Петербургом, в 1867 году. Позже, переехав в Москву, он становится страстным автомобилистом, покупает автомобиль и вступает в МКА в 1901 году. В 1903 году он представляет московский клуб на Волхонских гонках, где занимает 1 место. Годом раньше он также приезжал в Петербург на гонки, но тогда удача не сопутствовала ему.

Журнал «Автомобиль» написал: «… г-н Фарих, идя превосходным ходом, за Кpасным Селом влетел в придорожные тумбы вследствии какой-то порчи в трансмиссии. Коляска срезала две тумбы и свалилась, седоки отделались ушибами, но экипаж пострадал сильно...».

1. Бруно Фарих за рулем своего «Ришар-Бразье».

b_150_100_16777215_00_images_2018_news_B03_p04-BF_01.jpg


Супруга Бруно Васильевича, Жанетта Ивановна, часто сопровождала его, и даже сама была за рулем. В 1906 году он, вместе с супругой, прибыл своим ходом в Петербург для участия в 100-верстовой гонке. В результате гонки он получил главный приз журнала «Автомобиль», его супруга также была награждена памятным жетоном.

2. Жанетта Ивановна Фарих за рулем автомобиля Brasier, у крыла машины стоит сын Бруно младший. Слева – Бруно Фарих старший. (1905)

b_300_185_16777215_00_images_2018_news_B03_p04-BF_02.jpg

В 1907 году он участвовал в гонке Москва-Петербург. Его любимым автомобилем был Georges Richard (впоследствии Richard-Brasier и Brasier), однако не упомянуть его нельзя, так как он один из немногих автомобилистов начала ХХ века, чья история прослеживается до наших дней. После революции Бруно Фарих продолжил работу страховым агентом. Скончался в 1939 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

3. Страница из каталога гонщиков, с упоминанием фамилии Farich.

b_300_169_16777215_00_images_2018_news_B03_p04-BF_03.jpg

Сын Б.В. Фариха, Фабио Брунович, унаследовал от отца страсть к скорости и авантюрный характер, однако стал не автогонщиком, а летчиком-полярником. Участвовал в Великой Отечественной в ВВС, дослужился до полковника, однако был репрессирован в 1948 г. и реабилитирован в 1956 г.

4. Сын Бруно Фариха – летчик Фабио Брунович Фарих.
 b_200_262_16777215_00_images_2018_news_B03_p04-BF_04.jpg

Его сын, Ростислав Фабиович, тоже стал летчиком-испытателем, а внук Фабио Бруновича унаследовал от деда замечательную улыбку и любовь к полетам, а от прадеда Бруно Васильевича любовь к автомобилям. Михаил Фарих долгое время был модератором-администратором конференции «Мерседес» на форуме Auto.ru, откуда позже выросли большинство нынешних Мерседес-клубов: официальный МБКлуб Россия (mbclub.ru), независимый МБКлуб Украины (benzua.com), Олдмерин (oldmerin.net), МБКлуб Москва (mbcm.ru) и многие другие, более мелкие клубы, в разных городах и республиках бывшего СССР. Даже после создания новых клубов Михаил оставался негласным лидером Мерседес-сообщества, к его мнению прислушивались, он помогал в проведении разных мероприятий вроде межклубных слетов. В 2006 году стал чемпионом EMMA-Racing. Увлекшись, как его отец и дед, полетами, он освоил вертолеты «Робинсон», и участвовал во многих экспедициях. К сожалению, в 2014 году его вертолет потерпел крушение, и Михаил Фарих погиб.

5. Правнук Бруно Фариха – Михаил Фарих, мерсовод и активный участник мерсо-сообщества. (2001)

b_200_150_16777215_00_images_2018_news_B03_p04-BF_05.jpg


Достижения:
• 26 сентября 1902 – участвовал в 60-верстной гонке Стрельна – Гатчина – Стрельна.
• 29 июня 1903 г. – победитель на Волхонской верстовой гонке, и на двухверстной гонке в Красном Селе.
• 15 июля 1906 – победитель 100-верстной гонки под Санкт-Петербургом (Царское Село – Гатчина – Рождествено – Царское Село).
• 25 мая 1907 – участник гонки Москва – Петербург, приуроченной к 1-й Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге.


Источники:
- http://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/bruno_fahrig.html  (автор: С. Кирилец / (c) Kiriletz 2007)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Фарих,_Фабио_Брунович
- https://www.neue-semljaki.de/наши-люди/жизнь-известных-людей/521-немецкие-имена-в-российском-автомобильном-спорте.html 
- http://www.autoracingrecords.com/drivers.php?did=02374&dfn=Bruno&dln=Farich&dsuf= 
- https://www.ultimatecarpage.com/forum/showthread.php?t=35307&page=2 


Фотографии:
1. Бруно Фарих за рулем своего «Ришар-Бразье».
2. Жанетта Ивановна Фарих за рулем автомобиля Brasier, у крыла машины стоит сын Бруно младший. Слева – Бруно Фарих старший. (1905)
3. Страница из каталога гонщиков, с упоминанием фамилии Farich.
4. Сын Бруно Фариха – летчик Фабио Брунович Фарих.
5. Правнук Бруно Фариха – Михаил Фарих, мерсовод и активный участник мерсо-сообщества. (2001)

 

Константин Александрович Меллер (1868-1949)

Упомянутый в одном из отчетов «петербуржец Меллер», при более глубоком поиске, оказался Константином Александровичем Меллером, братом Юрия (Юлиуса) Александровича Меллера, владельца завода «Дукс», производившего велосипеды «Дуксъ» и автомобили «Дуксмобиль» на базе американского «Олдсмобиля», а позже - самолеты «Фарман» и аэросани.

1. Братья Меллер (слево направо) — Константин, Юлий, Иван и Роберт.

b_300_0_16777215_00_images_2018_news_B03_p05-KM_01.jpg
Константин Меллер родился 20 августа 1868 года в Эстляндской губернии, участвовал в русско-японской войне. С 1907 года выступал в гонках, сначала на автомобиле Mercedes 140 л.с., а затем – на Benz. Его брат, Юлий Меллер, также состоял в Первом Русском автомобильном клубе, и выступал в гонках на собственном автомобиле «Дуксъ».
В 1912 г. Константин Меллер выступал на Десятых волхонских гонках в 1912, где показал отличные результаты скорости на «Опеле» (там же участвовали Альберт Эфрон и издатель Б.И.Суворин)

2. Юлий Александрович Меллер, владелец фабрики «Дуксъ».

b_300_225_16777215_00_images_2018_news_B03_p05-KM_02.jpg

К.А. Меллер, будучи офицером, участвовал в Первой Мировой, дослужился до чина генерал-майора (в 1915 г.). Награжден Георгиевским оружием. После октябрьского большевистского переворота эмигрировал во Францию. Участник Белого движения. По сообщению французских газет, умер в Антибе 2 февраля, и похоронен в Ницце на кладбище Caucade 7 февраля 1949 года.

3. Константин Александрович Меллер, русский офицер и автогонщик.

b_200_337_16777215_00_images_2018_news_B03_p05-KM_03.jpg

Достижения:
• 6 мая 1912 – победитель на 10-й Волхонской гонке.
• 14 мая 1913 – участие в верстовом заезде на 11-й Волхонской гонке.

 

Источники:

http://www.airaces.ru/stati/zavod-duks-yuriya-mellera-proizvodstvo-avtomobilejj-velosipedov-i-samoljotov.html  (автор: Анатолий Дёмин)
http://ria1914.info/index.php?title=Меллер_Константин_Александрович 
http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=326 
http://авиару.рф/aviamuseum/aviatory/aviakonstruktory/5-rossijskaya-imperiya/meller-yulij-yulius-aleksandrovich/  (автор: С. Кирилец)
http://rusgeneral.ru/general_m2.html 
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/nauka-i-tehnika-v-carskom-sele/istorija-avtogonok-v-carskom-sele-Grand-Prix-sankt-peterburga-v-carskom-sele.html 
https://www.geni.com/people/Константин-Меллер/6000000032904996854 
https://www.findagrave.com/memorial/150115042/konstantin-alexandrovich-meller  («Find a grave»)
https://coollib.com/b/287325/read  («Русская Ницца»)

Фотографии:
1. Братья Меллер (слево направо) — Константин, Юлий, Иван и Роберт.
2. Юлий Александрович Меллер, владелец фабрики «Дуксъ».
3. Константин Александрович Меллер, русский офицер и автогонщик.

 

Фриц Эрле (Fritz Erle) (1875-1957) 

Фриц Эрле родился в Маннгейме в 1875 г., по образованию инженер. С 1904 года помогал Рихарду Бенцу в управлении предприятием, в качестве конструктора, и как глава отдела испытаний. А с 1907 года возглавил гоночное подразделение Benz Motoren.

1. Фотографии Фрица Эрле на стене бара в Германии. (любезно прислано Станиславом Пилкевичем с автозаправки в городе Landsberg am Lech)

b_200_0_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_01.jpg
2. «Бенц» Фрица Эрле на гонке Гран При Саванны в Америке, 1908.

b_300_177_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_02.jpg

В 1907 он стал 15-м на Targa Florio, в 1908 на Чемпионате Франции в Дьеппе пришел 7-м. В Америке, на Гран При в Саванне, в 1908 году, он шел 8-м, когда его «Бенц» потерпел аварию, и он провел несколько недель в госпитале. Участвовал в российских гонках в 1909 и 1911 годах. Во время войны 1914-1918 работал менеджером на фабрике Benz & Cie.

b_300_218_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_03.jpg 3. Ф. Эрле на старте, 1910.
b_300_153_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_04.jpg 4. Фриц Эрле на Бенце, 2011.

После войны возглавил ремонтное подразделение в Берлине, где проработал до выхода на пенсию в 1935 году. Фриц Эрле умер в Маннгейме в 1957 году. Его диплом за участие в гонке С.-Петербург-Севастополь в 1911 году был продан на аукционе Кристи в 2004 году за 1292 евро.

5. Диплом 1911 года, выданный Фрицу Эрле Императорским Российским Автомобильным Обществом, и проданный на аукционе Christie’s в 2004 году.

b_200_293_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_05.jpg
b_200_293_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_06.jpg 6. Портрет Ф. Эрле, 2011.

Достижения:
* На гонке в Риге на 1 версту со стартом с ходу в 1909 году за рулем Benz был один из сотрудников завода Benz – конструктор и гонщик Фриц Эрле (Fritz Erle), показавший максимальную скорость 183 км/ч, и этот рекорд продержался несколько лет..
* 1910 год – участник «Киевского автопробега»
* В 1911 году в гонке Новороссийск-Гагры (ставшей 2-м этапом гонки С.Петербург-Севастополь) Эрле на «Бенце» занял 3-е место.

7. В честь гонщика в Германии была выпущена открытка с изображением Фрица Эрле за рулем «Бенца» во время гонки на приз Принца Генриха, 1908.

b_300_194_16777215_00_images_2018_news_B03_p06-FE_07.jpg


Источники:
- https://de.wikiredia.com/wiki/Fritz_Erle 
- http://www.wikiwand.com/fr/Fritz_Erle 
- http://theoldmotor.com/?tag=fritz-erle 
- https://www.motorsportmagazine.com/database/drivers/fritz-erle 
- https://media.daimler.com/marsMediaSite/en/instance/ko/The-cars-and-the-drivers.xhtml?oid=9361416 
-The First American Grand Prix: The Savannah Auto Races, 1908-1911. Автор: Tanya A. Bailey
- http://www.kolumbus.fi/leif.snellman/hcw1.htm 

Фотографии:
1. Фотографии Фрица Эрле на стене бара в Германии. (любезно прислано Станиславом Пилкевичем с автозаправки в городе Landsberg am Lech)
2. «Бенц» Фрица Эрле на гонке Гран При Саванны в Америке, 1908.
3. Ф. Эрле на старте, 1910.
4. Фриц Эрле на Бенце, 2011.
5. Диплом 1911 года, выданный Фрицу Эрле Императорским Российским Автомобильным Обществом, и проданный на аукционе Christie’s в 2004 году.
6. Портрет Ф. Эрле, 2011.
7. Открытка с изображением Фрица Эрле за рулем «Бенца» во время гонки на приз Принца Генриха, 1908.

© Dottore & Dottore.Ru, 2018 специально для © MBCM.ru, 2018.